Главная » НПА » Информация » Прокуратура разъясняет

Прокуратура разъясняет
25.04.2024, 10:03

Ограничение свободы как вид наказания допускает наличие в его содержании ограничений нахождения в определенных местах, направленных на минимизацию рисков контактов осужденного с потерпевшим

Часть первая статьи 53 УК РФ признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу она не исключает конкретизацию судом ограничения посещать определенные места запретом посещения мест, в которых может регулярно находиться потерпевший, в том числе приближаться к этим местам на определенное расстояние.

Соответственно, потерпевший от преступления, за которое в качестве наказания предусмотрено ограничение свободы, не лишен возможности при рассмотрении дела требовать от суда при назначении данного вида наказания установления ограничения (запрета) осужденному посещать места, в которых может регулярно находиться потерпевший, в том числе приближаться к этим местам на определенное расстояние. Отказ в установлении такого ограничения (запрета), в том числе по конкретному заявленному потерпевшим месту, должен быть мотивирован, причем принципиальная невозможность установления ограничений такого рода впредь не может быть основанием для такого отказа.

Постановление Конституционного Суда РФ от 31.01.2024 N 4-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 53 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан О.А. Балуковой и Ю.М. Чернигиной"

Установлена уголовная ответственность за передачу лицу, содержащемуся в учреждении УИС или месте содержания под стражей, средств мобильной связи и иных средств коммуникации лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость

Деяние будет наказываться штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Федеральный закон от 19.12.2023 N 597-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"

Уточнен порядок исчисления времени отбывания лишения свободы при изменении вида исправительного учреждения на более мягкий

Если вид исправительного учреждения, назначенный по приговору суда, изменен в порядке, предусмотренном главой 47.1 или 48.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, на более мягкий, зачет времени отбывания лишения свободы в исправительном учреждении более строгого вида в срок лишения свободы, подлежащий отбытию, осуществляется из расчета:

а) один день отбывания наказания в тюрьме либо исправительной колонии особого или строгого режима за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима либо два дня отбывания наказания в колонии-поселении;

б) один день отбывания наказания в исправительной колонии общего режима за полтора дня отбывания наказания в колонии-поселении.

Федеральный закон от 19.12.2023 N 609-ФЗ "О внесении изменения в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации"

Предусмотрена возможность смягчения наказания за преступления небольшой тяжести осужденным женщинам, имеющим детей в возрасте до 4 лет

В отношении данной категории осужденных может быть применено условно-досрочное освобождение, а также неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким видом наказания.

Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 12.12.2023 N 591-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"

Пленумом ВС РФ даны разъяснения по вопросу применения судами законодательства об отсрочке отбывания наказания

Речь идет об отсрочке отбывания наказания беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет, мужчиной, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет и являющимся единственным родителем (статья 82 УК РФ), и об отсрочке отбывания наказания больным наркоманией (статья 82.1 УК РФ).

В частности, внимание судов обращается на то, что отсрочка отбывания наказания возможна лишь при условии положительного поведения лица, его добросовестного отношения к исполнению обязанностей по воспитанию ребенка, исключающих оказание какого-либо отрицательного воздействия на ребенка. Такие обстоятельства, как наличие у лица прежней судимости, непризнание им своей вины, непринятие мер к возмещению ущерба, наличие родственников, желающих воспитывать ребенка, сами по себе не могут являться основанием для отказа в отсрочке.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2023 N 47 "О практике применения судами законодательства об отсрочке отбывания наказания"

Обязан ли гражданин явиться по приглашению государственного обвинителя или по вызову суда в судебное заседание для дачи показаний в качестве свидетеля по уголовному делу?

Являться в суд по вызовам прокурора и суда для допроса в качестве свидетеля – общественный долг и юридическая обязанность каждого гражданина.

Согласно ч. 1 ст. 56 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) свидетель – это лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний.

В силу п. 1 ч. 6 ст. 56 УПК РФ свидетель не вправе уклоняться от явки по вызовам в суд. В случае уклонения от явки без уважительных причин свидетель может быть подвергнут приводу, который состоит в принудительном доставлении свидетеля в суд (ч. 7 ст. 56, ст. 113 УПК РФ).

Кроме того, за неисполнение своей обязанности по явке в суд на свидетеля по судебному решению может быть наложено денежное взыскание в размере до двух тысяч пятисот рублей (ст.ст. 117-118 УПК РФ).

Согласно уголовно-процессуальному закону допрошены в суде в качестве свидетелей могут быть как лица, ранее допрошенные в ходе предварительного расследования следователями и дознавателями, так и по инициативе стороны обвинения и стороны защиты – новые свидетели, которые ранее не допрашивались.

Вызов свидетеля осуществляется судом с помощью судебной повестки, СМС-сообщением либо свидетель приглашается в судебное заседание по инициативе сторон, в том числе государственного обвинителя (ч. 4 ст. 271 УПК РФ).

Прокурор в ходе судебного разбирательства уголовного дела выступает в качестве государственного обвинителя, и вправе собирать и представлять суду доказательства (ч. 1 ст. 86, ч. 5 ст. 246 УПК РФ).

Требования, поручения и запросы прокурора, предъявленные в пределах полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК РФ). Кроме того, прокурор вправе вызывать граждан и должностных лиц для объяснений по поводу нарушений закона (ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Кто представляет интересы гражданина – потерпевшего от преступления в суде при рассмотрении уголовного дела публичного и частно-публичного обвинения?

Согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству потерпевший, его законный представитель и (или) представитель вправе участвовать в уголовном преследовании обвиняемого.

В ходе уголовного судопроизводства потерпевший наделен законом обширными правами по поддержанию обвинения, выдвинутого государством против подсудимого, и участию во всех значимых процессуальных действиях.

В рамках указанных прав потерпевший вправе иметь представителя.

Потерпевшему по результатам рассмотрения уголовного дела судом обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя.

Согласно ст. 45 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) представителями потерпевшего могут быть адвокаты.

По постановлению мирового судьи в качестве представителя потерпевшего могут быть также допущены один из близких родственников потерпевшего или гражданского истца либо иное лицо, о допуске которого ходатайствует потерпевший или гражданский истец.

Для защиты прав и законных интересов потерпевших, являющихся несовершеннолетними или по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются их законные представители или представители.

Согласно закону прокурор и потерпевший в ходе уголовного судопроизводства выступают на одной стороне, являясь участниками судопроизводства со стороны обвинения.

Обязанностью прокурора является не только уголовное преследование подсудимого, но и обеспечение законности и обоснованности государственного обвинения, отстаивание публичных интересов и достижение назначения уголовного процесса, которым является, в том числе, защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений. В силу ч. 6 ст. 246 УПК РФ прокурор предъявляет или поддерживает предъявленный по уголовному делу гражданский иск, если этого требует охрана прав граждан, общественных или государственных интересов.

Как стать присяжным заседателем?

Конституция Российской Федерации и Федеральный закон от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» закрепили нормы о том, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей.

Ограничение данного права устанавливается только федеральным законом. Пункт 30 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) устанавливает, что присяжный заседатель – лицо, привлеченное в установленном УПК РФ порядке для участия в судебном заседании и вынесения вердикта.

Вердикт же в п. 5 ст. 5 УПК РФ определяется законодателем как решение о виновности или невиновности подсудимого, вынесенное коллегией присяжных заседателей.

Согласно ст. 326 УПК РФ, секретарь судебного заседания или помощник судьи производит отбор кандидатов в присяжные заседатели из находящихся в суде общего и запасного списков путем случайной выборки и проверяет наличие обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя 4 в рассмотрении уголовного дела, перечисленных в ч. ч. 2 и 3 ст. 3 и п. 2 ст. 7 Закона о присяжных заседателях.

Такой список с указанием фамилий, имен, отчеств и домашних адресов хранится в канцелярии суда, к материалам дела не приобщается и сторонам не вручается.

Данный список необходим для последующей работы по приглашению кандидатов в присяжные заседатели, обеспечению их явки в судебное заседание, поэтому он и называется предварительным.

Это необходимо в целях безопасности, предупреждения возможного воздействия на присяжных заседателей и т.п.

Кандидатам в присяжные заседатели секретарем судебного заседания выписываются и направляются судебные повестки, в которых указывается адрес и телефон суда, дата судебного заседания и время к которому кандидату в присяжные заседатели необходимо явиться.

Для того чтобы стать присяжным заседателем, необходимо явиться к назначенному в судебной повестке времени в суд, для проведения отбора в коллегию присяжных заседателей по конкретному уголовному делу. 

Правила внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма приведены в соответствие с решением Конституционного Суда РФ

Реализовано Постановление Конституционного Суда РФ от 25.04.2023 N 20-П.

Внесенные поправки позволят обеспечить системное решение вопроса об условиях и порядке удовлетворения жилищных потребностей граждан, которые признаны малоимущими, состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений и являются собственниками единственного жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания (включая жилое помещение, входящее в состав многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), когда жилищные права этих граждан не осуществляются в рамках региональной адресной программы по переселению из аварийного жилищного фонда.

Федеральный закон от 14.02.2024 N 14-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 57 и 95 Жилищного кодекса Российской Федерации"

Уточнен порядок приостановки и возобновления действия срочных служебных контрактов госслужащих, принимавших участие в специальной военной операции

Установлено, что на период прохождения военной службы либо оказания добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ или войска Росгвардии, течение срока действия срочного служебного контракта, за исключением течения срока срочного служебного контракта, заключенного на время выполнения определенного задания либо период замещения отсутствующего гражданского служащего, за которым в соответствии с федеральными законами сохраняется должность гражданской службы, приостанавливается.

Срочный контракт, течение срока действия которого было приостановлено по указанным основаниям, возобновляется на период, равный остатку срока действия данного контракта, исчисляемого на день его приостановления, но не свыше чем до достижения государственным служащим предельного возраста пребывания на государственной службе, если государственно-служебные отношения не продлены в порядке, предусмотренном федеральным законом о виде государственной службы, и (или) иное не установлено федеральным законом о виде государственной службы.

Возобновление срока действия срочного контракта осуществляется посредством заключения дополнительного соглашения к нему.

Также определен порядок возобновления срока действия срочного контракта, заключенного в случае замещения должности гражданской службы категории "помощники (советники)".

Предусматривается, что внесенные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 21 сентября 2022 года.

Решение о расторжении контракта с государственным служащим, не достигшим предельного возраста пребывания на государственной службе, в связи с истечением срока действия контракта, за исключением контракта, заключенного на время выполнения определенного задания либо период замещения отсутствующего государственного служащего, за которым в соответствии с федеральными законами сохраняется должность государственной службы, в период прохождения военной службы по мобилизации или военной службы на основании контракта, заключенного в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", либо оказания добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ или войска Росгвардии, принятое представителем нанимателя в период с 21 сентября 2022 года до дня вступления в силу настоящего федерального закона, признается не действующим с даты принятия этого решения. Государственная служба соответствующего лица считается приостановленной с указанной даты.

Государственному служащему, подлежащему увольнению с государственной службы в связи с признанием недействующим указанного решения, по решению представителя нанимателя может предлагаться иная должность государственной службы при условии соответствия государственного служащего требованиям, предъявляемым для замещения такой должности, и если такая должность не противопоказана ему по состоянию здоровья.

Федеральный закон от 14.02.2024 N 10-ФЗ
"О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" и статью 53.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"

Близкие родственники лиц, пропавших без вести, будут проходить обязательную геномную регистрацию

Установлено, что обязательной государственной геномной регистрации подлежат лица, находящиеся в биологическом родстве с лицом, пропавшим без вести, - родители, дети, полнородные братья и (или) сестры.

Геномная информация, полученная при проведении государственной геномной регистрации указанных лиц, хранится до установления места нахождения лица, пропавшего без вести, но не более 70 лет. Такая информация будет уничтожена в случае установления места нахождения лиц, пропавших без вести, или идентификации неопознанных трупов.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 14.02.2024 N 16-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон

 

Категория: Прокуратура разъясняет | Добавил: Admin
Просмотров: 9 |